Покупка Укртелекома: два сценария для рынка
Приобретение Укртелекома группой СКМ, о котором было объявлено на этой неделе, дает надежду простым абонентам на прекращение периода дуополии, усиление конкуренции, что приведет к снижению тарифов на мобильную связь и Интернет. Крупные операторы пока предпочитают не раскрывать своих планов в связи с приобретением, ожидая подробностей сделки.
В то же время, «продажа Укртелекома» — один из бесконечных «сериалов» украинского телеком-рынка, который тянется с конца 90-х годов. Напомним ключевые события последних лет, которые оказали влияние на рынок и, наряду с нынешней сделкой, определяют его состояние.
• В 2004 году главой тогда вполне прибыльного и успешного «Укртелекома» был назначен Георгий Дзекон. Участники рынка выразили сомнение в эффективности такого назначения, в силу очевидного конфликта управленческих и личных интересов Георгия Дзекона, которому подконтрольны две крупные компании, занимающиеся прокладкой магистральных сетей — «Приоком» и «Атраком». С начала правления Дзекона финансовые показатели Укртелеком начинают уверенно ухудшаться. Высказывались почти конспирологические гипотезы о том, что Дзекон сознательно доводит Укртелеком до банкротства с целью последующей приватизации компании по минимальной цене.
• В 2005 году Укртелеком получает эксклюзивную лицензию на связь третьего поколения (3G). По сей день это решение госрегулятора подвергается нещадной критике со стороны обделенных мобильных операторов.
• В ноябре 2007 года Укртелеком начал продажу услуг мобильной связи третьего поколения под торговой маркой Utel. Однако воспользоваться своим эксклюзивным положением и нарастить базу 3G-абонентов, сопоставимую с абонбазой GSM-операторов, Utel так и не смог.
• Летом 2009 года Укртелеком в несколько раз повысил тарифы на доступ телеком-операторов в свою кабельную канализацию электросвязи (ККЭ). Компании второго эшелона в открытую назвали это решение «выкручиванием рук», и «выбиванием конкурентов с рынка», поскольку новые тарифы делали бизнес мелких операторов нерентабельным. Началась череда судебных исков с вовлечением АМКУ и НКРС. Операторы начали искать альтернативные пути прокладки кабельных коммуникаций, в частности т.н. «воздушки» - кабели, протянутые между крышами домов.
• В конце декабря 2010 года Фонд госимущества объявил о предстоящей продаже 92,79% акций «Укртелекома» за 10,575 млрд грн, завершив тем самым многолетнюю эпопею приватизации госоператора. Примечательно, что продажа состоялась без аукциона, поскольку, в силу разных обстоятельств, к назначенной дате из заинтересованных покупателей остался только один — никому неизвестный на тот момент австрийский холдинг EPIC. Договор купли-продажи был подписан в марте 2011.
• Осенью 2011 года новые собственники выделяют мобильное подразделение «Укртелеком» в отдельную структуру под названием «Тримоб», подразумевая возможную его продажу. Это немедленно порождает спекуляции на тему кому и за какую сумму достанется вожделенная 3G-лицензия. Но за прошедшие с тех пор полтора года «Тримоб» так и не был продан.
• 5 июня 2013 года СКМ объявляет о приобретении Укртелекома у EPIC. К этому моменту биржевая капитализация оператора упала в четыре с лишним раза — примерно до 2,4 млрд грн.
Однако сделка еще далека от закрытия и сторонам предстоит получить «благословение» Антимонопольного комитета Украины. «Приобретение Группой СКМ опосредованного контроля над ПАО «Укртелеком», скорее всего, требует предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины», — поясняет Мария Нижник, партнер «Василь Кисиль и Партнеры». — «Если покупатель сможет предоставить в комитет достаточно доказательств того, что покупка не приведет к монополизации или существенному ограничению конкуренции на соответствующих телекоммуникационных рынках, Антимонопольный комитет выдаст разрешение на сделку», — констатирует юрист.
Наиболее важный аспект сделки, к которому может «придраться» АМКУ — возможное слияние Укртелекома с другим телеком-активом, подконтрольным СКМ — компанией Астелит (ТМ «life:)»). В холдинге СКМ пока очень осторожно и обтекаемо комментируют такую перспективу. «Мы видим значительные плюсы от синергии Укртелеком и life:) как от возможного совместного использования телекоммуникационных вышек, так, и от возможности взаимного роуминга в сетях друг друга, кроме того, надеемся на реализацию совместных проектов в области широкополосного Интернета», — говорится в официальном комментарии СКМ. В АМКУ сделку предпочли пока не комментировать.
В то же время, выстраивание вертикально-интегрированных телеком-холдингов, объединяющих фиксированные и мобильные сети — одна из доминирующих тенденций последних десяти лет, считает Роман Химич, эксперт Netton Consulting Group. «Существует обоснованные сомнения в успешности подобных монстров. Но то, что они искушают умы топ-менеджмента и собственников — это факт. В Украине ближе всего к этой модели приблизился Киевстар за счёт поглощения Украинских Радиосистем и Голден Телекома, а также проекта FTTH-сетей доступа в Интернет».
В самом Киевстаре не видят в покупке «Укртелекома» угрозы своему рыночному положению и комментируют сделку с демонстративным спокойствием. «Киевстар с уверенностью смотрит в будущее и ни в коем случае не планирует корректировать свою стратегию развития — стратегию лидера рынка мобильной связи Украины», — комментирует покупку Укртелекома Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению Киевстар.
В «Астелите» считают, что покупка «Укртелеком» группой СКМ будет способствовать приходу на телекоммуникационный рынок Украины новых технологий. «С нашей точки зрения сделка позитивно отразится как на новых активах группы, учитывая, что СКМ является одним из наиболее успешных в управлении своими активами холдингов на территории СНГ, так и на отрасли связи Украины в целом, повысив эффективность крупнейшего оператора фиксированной связи на рынке и поспособствовав приходу новых технологий», — заявляет главный исполнительный директор «Астелита» Александр Баринов.
Кроме того, возможное слияние с Укртелекомом — шанс для Астелита наконец-то сравняться с конкурентами. «Чтобы оставаться полноценным игроком рынка мобильной связи, в руки Астелита должно попадать не меньше 20% совокупного рыночного дохода. С меньшей долей оператор будет оставаться всего лишь «невестой на выданье». Объединение с Укртелекомом для Астелит — пропуск в «первую лигу» телеком-рынка, а для самого рынка это будет означать невозможность возврата к дуополии Киевстар и МТС, тарифным сговорам и т.п. Рядовой абонент от этого скорее выиграет», — считает Роман Химич.
Потенциальное слияние Укртелекома и Астелита возможно по двум сценариям. Согласно первому, на рынке образуется второй полноценный вертикально-интегрированный холдинг. Помимо пресловутой 3G-лицензии, у объединенной компании на руках может оказаться еще один козырь — т.н. местная мобильная связь — де-факто позволяющая сделать фиксированный номер мобильным.
Но возможен и другой сценарий. «Учитывая то, как холдинг СКМ распоряжался своими телеком-активами на протяжении последних лет, есть основания предполагать, что «проглотить» Укртелеком холдингу будет непросто. Есть немалая возможность того, что СКМ не сможет справиться с этим стрессом, пытаясь интегрировать такой большой и проблемный актив», — резюмирует Роман Химич.
Источник: proIT
blog comments powered by Disqus