Привыкаем к надувающемуся «спутниковому пузырю»?
Операторы спутников связи и спутников наблюдения покупают новые космические аппараты и запускают в работу новые системы с энтузиазмом, который не наблюдался с конца 90-х годов прошлого века.
Компании, предоставляющие услуги фиксированной связи, заказывают спутники большего размера, большей ёмкости и в большем количестве, чем, казалось бы, требуется для удовлетворения спроса на транспондеры. Одна лишь только компания Intelsat в период с 2015 по 2017 год планирует добавить к своим существующим 2 200 транспондерам ещё 901 новый (то есть, увеличить их общее количество на 41%). Компания SES в период с 2007 по 2017 год увеличит число своих транспондеров на 64% — добавив к 1 048 существующих 666 новых. А компания Eutelsat с 2007 по 2015 год более чем удвоила доступные ёмкости и, похоже, темпы её роста уже превысили темпы роста SES. Параллельно на рынке появляются всё новые и новые национальные операторы, запускающие спутники связи для предоставления услуг на местном уровне.
В секторе мобильной спутниковой связи история аналогична. Таким системам, как Globalstar и Iridium, прежде терпевшим неудачи, удалось избежать банкротства и экспортного финансирования. Продажи акций Iridium дают финансирование проекту Iridium Next, а также способны поддержать выплату долговых обязательств, которые могут превысить доходы. Компания Globalstar раздаёт спутниковые телефоны с контрактами для абонентов. Компания Thuraya неплохо себя чувствует на Ближнем и Дальнем Востоке и в ближайшее время планирует обновить свой спутниковый флот.
Компания Inmarsat приобрела спутники Ka-диапазона, которые должны обеспечить ей стремительное вхождение на мировой рынок мобильного широкополосного интернета. Помимо этого, компании Intelsat, SES и Eutelsat предлагают услуги мобильной связи над океанами в Ku-диапазоне для обслуживания пассажиров авиакомпаний и морских круизных судов. Операторы широкополосного доступа в интернет ViaSat и EchoStar/Hughes предоставляют услуги в Ka-диапазоне для пассажиров авиарейсов, проходящих через крайне отдалённые районы.
Огромные ёмкости новых спутников высокой пропускной способности (HTS) кажутся астрономическими. Глобальная спутниковая ёмкость, измеряемая пропускной способностью, в период с 2010 по 2017 по прогнозам увеличится более чем в четыре раза.
Группа молодых, но весьма успешных компаний – таких, как Fidelity, Google, Qualcomm, SpaceX и Virgin – предложила своим потенциальным клиентам услуги широкополосного доступа на спутниках нового поколения, находящихся на низкой околоземной орбите.
Некоторые новые операторы предложили своим клиентам созвездия малых спутников, дающие возможность вести практически непрерывное наблюдение за Землёй из космоса.
Цены на недвижимость в Силиконовой долине растут. Дом, который я занимал в течение 10 лет, вырос в цене практически вдвое с 2012 года. Этот дом с тремя спальнями, двумя с половиной ванными и без особого вида оценивается примерно в 3,2 миллиона долларов.
Что же произошло? Что-то существенно изменилось? Мне сложно объяснить ситуацию через моделирование стоимости или усовершенствование дизайна.
Здравый смысл подсказывает, что всё это расширение хорошо не закончится. Многие из нас помнят финансовую катастрофу, случившуюся, когда лопнул мыльный пузырь доткомов, и созвездия спутников, находящихся на низкой околоземной орбите, стали банкротами.
Первым моим желанием было стремление предупредить инвесторов. Я начал писать письма и отправлять сообщения своим знакомым в различных инвестиционных компаниях, однако они не проявили особого интереса к моим словам. Как говорил Макс Бялысток из фильма «Продюсеры» — «Никого не интересует игра, которая терпит неудачу».
Никто не верил Кассандре.
Недавно в издании The New York Times вышла статья Конора Даугерти, озаглавленная как «Переоценка в Силиконовой долине – не говорите о «технологическом пузыре». В ней приводится цитата одного из инвесторов: «Это не пузырь; это грядущий апокалипсис зомби стартапов».
Журналисты уважаемых изданий не реагировали на мои письма. Друзья спрашивали меня: «Зачем ты это делаешь?». Жена предупреждала: «Ты можешь нарваться на неприятности». Ещё один друг сказал мне: «Они пришлют киллеров».
Затем я услышал откровение, которое буквально поразило меня. Наиболее успешные консультанты зарабатывают большие деньги, публикуя оптимистичные прогнозы. Авторов излишне позитивных прогнозов не наказывают, даже если компания рушится.
Поэтому я изменил своё мышление. Я считаю, что это быстрое расширение на самом деле весьма хорошая вещь. Тысячи человек по всему миру получают работу в сфере производства и управления спутниками, а также в сфере продаж ёмкостей. На практике тестируются новые идеи. Академики пишут работы по результатам сравнения различных альтернативных вариантов. Директора и менеджеры по всему миру получают миллионы долларов за свою работу по управлению данными компаниями и процессорами, а многие люди просто получают рабочие места. Авиакомпании пользуются возможностью дополнительно заработать на предоставлении услуг связи пассажирам. Агенты по недвижимости получают свои проценты от продажи новых домов.
У инвесторов кружится голова от осознания того, что им принадлежат сотни спутников, вращающихся вокруг Земли. Они могут получить большие доходы от долгосрочных контрактов. Для того чтобы неплохо зарабатывать, вам нужен хотя бы один такой клиент из десяти. Остальные девять могут оказаться неудачниками. Нет ничего такого, что могло бы спровоцировать коллапс, у рынка достаточно времени для того, чтобы приспособиться к новым условиям. Пузырь может медленно сдуваться и совершить мягкую посадку.
Немногие кредиторы пострадают в случае дефолта. Агентства экспортного кредитования гарантируют защиту большинству из них.
На заводах компаний, производящих спутники, вовсю кипит работа, заказчики выстраиваются в очереди.
Пользователи будут получать услуги более высокого качества по более низким ценам.
Мы должны не просто приветствовать новые инвестиции в сектор спутниковой связи, но также должны принять изменения. Бизнес операторов имеет своей целью зарабатывание денег. Новые игроки спутниковой отрасли, одержимые новыми идеями, финансируют всю цепочку добавленной стоимости. Возможно, мы стоим на пороге трансформации. Это должно быть что-то прекрасное.
Роджер Раш, президент корпорации TelAstra Inc.
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus