Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



Прощай, телеком: почему и за сколько продаются интернет-провайдеры

16 января 2019
Прощай, телеком: почему и за сколько продаются интернет-провайдеры

За последние три года только в Киеве проданы 14 столичных интернет-провайдеров. Такие данные предоставил глава комитета ИнАУ по экономической конкуренции Александр Арутюнян. По его словам, это неполная картина: далеко не все столичные M&A афишируются, а количество сделок по территории Украины намного больше.

Какие причины побуждают собственников компаний расставаться со своими детищами? Во сколько сейчас оцениваются телеком-активы? Консолидируется ли рынок интернет-провайдеров? И приведет ли укрупнение к росту цен? На эти и другие вопросы искал ответы Mind

 Скачать и смотреть 188 телеканалов, 60 каналов в HD. ОТТличное телевидние без рекламы и смс! 

Четверка серийных покупателей. Как правило, активы скупают профильные инвесторы – более мощные игроки рынка. Один из крупнейших интернет-провайдеров «Ланет» в 2018 году приобрел своего киевского конкурента «Навигатор-Онлайн», в 2017-м купил 7up iNet и «Интелеком-С». По словам владельца «Ланет» Виктора Мазура, ключевой критерий покупки или вложения в строительство новой сети – окупаемость на уровне 3,5–4 лет. 

Но в ближайшее время «Ланет» не планирует будоражить рынок новостями о новых сделках.

«На данный момент нас не интересуют покупки. Когда во многих домах Киева работает по 10 провайдеров, приобретение одного из игроков не приносит преимущества. Когда покупаешь провайдера, даже такого классного, как «Навигатор», все равно приходится вкладывать в перестройку распределительной сети.Закрыв сделку с «Навигатором» за 21 месячный оборот, нам нужно будет вложить еще несколько миллионов гривен в модернизацию, чтобы привести сеть к уровню «Ланета». Поэтому могу смело сказать, что это соглашение нам обойдется в 23–24 месячных оборота», – отмечает Виктор Мазур.

Второй крупный участник M&A – компания «Воля». По ее данным, в 2017 году «Воля» купила Airbites в Ивано-Франковске. Участники рынка оценили сделку в $2 млн. 

А еще ранее «Воля» приобрела операторов в Белой Церкви, Мелитополе и одном из районов Львова. «В 2018 году мы никого не купили, так как не видели возможности. Наши решения о сделках основываются на здравом смысле, цифрах и конкретной ситуации. Покупаем там, где нас еще нет. Но делаем это не только потому, что сделки  дают нам рост и больше покрытия. А и потому, что это помогает консолидации и развитию рынка», – рассказывают в пресс-службе «Воли».

Еще один серийный покупатель – крупный украинский провайдер IPnet. Под его контроль в последние годы перешли столичные Inetcom и FastyNet (торговые марки ООО «Интернет Коммуникации»), «ТИСА» и Хмара.NET.

По данным источника Mind, также IPnet приобрел половину провайдера Undernet, после того как один из собственников второй компании решил выйти из бизнеса. В IPnet не ответили на запрос Mind.

Активно продвигается по регионам Украины днепропетровский «Фрегат», скупая небольших коллег. К примеру, компания приобрела киевского провайдера Real net за 4,5 млн грн (по оценкам участников рынка) и RomeoNet.

Сооснователь компании «Фрегат» Сергей Шишкин сообщил Mind, что в последние годы компания продолжает покупать конкурентов. «Проводим по 3–4 сделки в год. Как правило, приобретаем небольшие региональные компании, у которых до 10 000 абонентов. Например, в Полтавской, Кировоградской областях», – рассказал Шишкин.

По его словам, в дальнейшем «Фрегат» намерен использовать эту же стратегию продвижения. «Нам интересны компании от 5000 до 50 000 абонентов. При выборе также играют роль качество сетей, сила бренда, команда, потенциал, конкуренция в регионе. Нам приходит достаточно много предложений о покупке, плюс мы сами ищем варианты», – отметил Шишкин.

Инвесторы, пожелавшие остаться неназванными. Многие M&A остаются засекреченными. К примеру, публично не разглашается, в чью собственность перешли сети и абоненты столичных «Украинских оптических систем», Iplan, NoLAN, Grat Net, Xbyte, Grantnet.

«Также есть скрытые сделки: компания Х покупает провайдера У, но не меняет бренд приобретенного актива. В итоге владеет несколькими ТМ. К примеру, на рынке Киева «Укрдатакому» принадлежат провайдеры Delta-Net, Rusanovka-Net, Proline и Sunline. Как правило, они  делят территорию и не конкурируют между собой», – рассказывает Александр Арутюнян.

«Иногда проще продать актив за любые деньги, взять сварочный аппарат и поехать с бригадой в Польшу варить оптику Orange Polska вахтовым методом»

Во сколько сейчас оцениваются активы? В Украине применяются три показателя для расчета стоимости провайдеров: EBITDA, месячный доход (оборот) или цена за одного абонента.

«Крупные компании оцениваются по EBITDA, в последнее время с мультипликатором 4–4,5.  Операторы мелкого и среднего уровня – по Cash Flow, так как они очень странно ведут бухгалтерию и часто посчитать EBITDA просто невозможно. Вилка колеблется от 12 до 36 месячных оборотов. Цена зависит и от уровня легальности покупаемого субъекта», – объясняет Арутюнян.

И проводит примеры. Мелкий провайдер без договоров с облэнерго, бухгалтерии, принимающий наличку, со старым оборудованием не стоит больше 12 оборотов. Мощный игрок с хорошей легальной сетью, оформленным ООО, правильной бухгалтерией оценивается до 24 оборотов. В редких случаях, если у компании интересные активы, магистральные кабели на новые территории, стоимость может вырасти до 36 оборотов.

По мнению Виктора Мазура, на данный момент стоимость активов провайдеров находится в пределах 15–18 месячных оборотов, в зависимости от состояния сетей и географии.

Сергей Шишкин рассказывает, что «Фрегат» предлагает от 18 до 30 оборотов. «Оценка зависит от качества и размера компании. В последнее время в абсолютном выражении стоимость немного возросла: большинство провайдеров повысили ARPU», – уточняет он.

По мнению телеком-эксперта Александра Глущенко, с каждым годом число оборотов  снижается. «Если раньше в среднем давали 20–22 месячных оборота, то сейчас если за качественно построенную сеть предложат 18 – считайте, повезло. Демпинг – мина замедленного действия: чем ниже абонплата, тем меньше средств можно выручить при продаже «привлекательного» актива», – иронизирует Глущенко.

Все реже активы оценивают по абонбазе. «За одного абонента сейчас дают $15–45. Хотя продавцы ждут сотен долларов. У нас был курьез. Нам предлагали купить сеть, за абонента вначале хотели $100, потом спустились до $35. Но на выходе оказалось, что технологическую сеть ранее продали другой компании», – рассказывает гендиректор группы компаний IMC, глава правления ИнАУ Александр Федиенко. 

«О привлекательности бизнеса для инвестиций громче всех говорит тот факт, что банки не выдают кредиты под залог сети»

Почему продают? Большинство опрошенных Mind экспертов выделили схожие причины ухода с рынка.

«Главная – падающие в последние пять лет финансовые показатели, особенно в пересчете в валюту. Небольшие сетки, загнавшие себя демпингом, не удовлетворяют собственников показателями и не в состоянии конкурировать с другими участниками рынка качеством услуги, обслуживания, дополнительными сервисами. Иногда проще продать актив за любые деньги, взять сварочный аппарат и поехать с бригадой в Польшу варить оптику Orange Polska вахтовым методом. Это принесет больше денег, чем заниматься провайдерством в Украине», – не шутит Глущенко.

По его словам, оператор, у которого отсутствуют оборотные средства на развитие, модернизацию, удержание высококвалифицированных специалистов, внедрение новых сервисов и услуг – обречен на банкротство либо на поглощение. «Как показывает практика, на рынке провайдеров существует два вида маркетинга – демпинг и вандализм (повреждение сетей конкурентов. – Mind). Ни к чему хорошему ни один из методов не приводит», – считает эксперт. 
 
Александр Федиенко также полагает, что активы продают от безысходности. «Как правило, большая часть провайдеров в Украине возникала благодаря инициативе одного человека или небольшой группы единомышленников. Со временем они росли, но бизнес не рос. Наступал тот период, когда как морально, так и физически тянуть нерастущий бизнес, который все время съедает не только прибыль, но и внешние займы, просто становиться невозможно. На телеком-конференции уже нужно приглашать психолога, который будет выводить страх из  игроков перед продажей и открывать им путь в светлое будущее», – иронизирует глава правления ИнАУ.

Александр Арутюнян полагает: основная причина ухода с рынка – боязнь поднять цену  услуги до экономически обоснованной. «Провайдерам надо повышать зарплаты сотрудникам, обновлять оборудование, стоимость которого привязана к доллару. А у большинства игроков оборудование было куплено еще по курсу 8 и сейчас просто нет возможности покупать новое. Рынок б/у оборудования тоже был «съеден». Проблема многих операторов еще в том, что они жили за счет амортизации. То есть не учитывали ее или сознательно надеялись, что как-нибудь проскочат. Но обмануть амортизацию не так просто», – отмечает Арутюнян.

Директор по развитию массового сегмента ПАО «Укртелеком» Денис Захаренко полагает, что  тенденция «выхода в кеш» среди небольших провайдеров наблюдается из-за «болезни роста». «С укрупнением бизнеса растут затраты и сложности его ведения: техническая составляющая (поддержка сети или аренда больших каналов), административная (потребность выстраивать IТ-системы, обеспечивающие работу бизнеса и пр.), юридическая (защита данных, взаимоотношения с регуляторами и т. д.). Операторы с несколькими сотнями или тысячами абонентов уже могут не справляться с возникающими сложностями без убытков и вынуждены уходить с рынка», – полагает Денис Захаренко.

«Самая активная фаза M&A еще не началась. В этом году тенденция на укрупнение будет продолжена»

Кто на новенького? Опрошенные Mind эксперты дружно уверяют, что новые бизнесы практически не запускаются: в переполненной нише новичку сложно рассчитывать на прибыль. По мнению Глущенко, появление новых провайдеров – исключение из правил. «Это происходит, когда компания разделяется либо часть коллектива уходит в свободное плаванье. О привлекательности бизнеса для инвестиций громче всех говорит тот факт, что банки не выдают кредиты под залог сети», – считает эксперт.  

Схожее мнение у Дениса Захаренко: «Рынок укрупняется. Текущие цены на услуги ШПД и уровень насыщения делают нишу непривлекательной для новых игроков, так как затраты на запуск бизнеса «с нуля» не окупаются».

По словам Арутюняна, в последние три года наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению количества игроков. «Самая активная фаза M&A еще не началась. В этом году тенденция на укрупнение будет продолжена. Есть риск консолидации рынка, и как следствие – роста цен не в рамках инфляции, а уже в прогрессии – до европейского уровня. В долгосрочной перспективе клиент проиграет, так как провайдеров становится меньше», – полагает глава комитета ИнАУ по экономической конкуренции.

Почему же растет номинальное число игроков рынка? На момент выхода публикации в реестре операторов, провайдеров НКРСИ – более 7200 юрлиц и ФЛП. За год список пополнился более чем на тысячу участников.

Эту нестыковку спикеры объясняют просто. «Реестр НКРСИ растет, так как из него не удаляются «мертвые души». Также в этом списке регистрируются провайдеры, работающие в B2B. Видимость роста создается и из-за того, что существующие игроки дробят свой бизнес на мелкие ООО и ФЛП. То есть бренд один, а юрлиц – масса. В нашей стране иногда проще открыть новое ООО и перевести активы туда, чем решать возможные проблемы старого юрлица», – резюмирует Арутюнян. 

Источник: mind.ua

2028

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI
27 октября 2024 Мой новый Channel Master240