ШПД растет только в провинции
Темпы роста российского рынка ШПД продолжают снижаться. По данным TelecomDaily, в третьем квартале этого года прирост абонентов, пользующихся услугой широкополосного доступа к Интернету, составил всего 300 тыс. человек против 400 тыс. во втором квартале и 600 тыс. в первом. Агентство зафиксировало сокращение абонентской базы у «Билайна», остальные операторы показали прирост в 1—2%. На этом фоне выделяется ТТК, сумевшая увеличить число клиентов на 12%. Вице-президент компании Светлана Шамзон объясняет это активностью ТТК в малонаселенных пунктах и приобретением магнитогорского провайдера «Магинфо».
«Рынок ШПД сейчас растет только в удаленных регионах и в малых городах, в которых у большинства операторов нет магистральной инфраструктуры, а ее строительство сложно окупить в силу низкой плотности населения», — рассказала РБК daily г-жа Шамзон. По ее словам, ТТК доступны малонаселенные пункты благодаря близкому расположению собственной магистральной сети связи, проложенной вдоль железнодорожных путей по всей России (основной акционер ТТК — ОАО «РЖД», владеет 99,99% акций).
«Разрабатывая нашу стратегию по выходу на розничный рынок ШПД, к реализации которой компания преступила в 2011 году, мы изначально рассматривали города с населением менее 300 тыс. человек. Сегодня мы уже выходим в города с населением менее 50 тыс. и даже менее 20 тыс. жителей, на которые, по последним данным, приходится порядка 30% от общего числа домохозяйства в стране», — подчеркнула г-жа Шамзон.
Она добавила, что ТТК интересны любые малые населенные пункты, в которых есть многоэтажная застройка, существенный спрос на услугу ШПД и которые расположены недалеко от магистральной сети связи компании. До конца 2013 года ТТК планирует увеличить собственную абонентскую базу до 1,5 млн пользователей, а к 2015 году — до 2,3 млн.
Абонентская база ШПД у МТС, по мнению директора компании по фиксированному бизнесу и ТВ Дмитрия Багдасаряна, растет за счет нескольких факторов: «Из-за реконструкции сетей МГТС на базе технологии GPON (оптоволоконная сеть. — РБК daily) более 40% пользователей получают дополнительные услуги оператора (ШПД и платное ТВ) помимо традиционной телефонии. В регионах рост количества абонентов ШПД происходит в первую очередь за счет продаж платного ТВ, услуг доступа в Интернет в рамках пакетных предложений, а также за счет расширения сетей», — прокомментировал результаты исследования г-н Багдасарян.
«Действительно, в последние годы большинство исследований только подтверждают факт перенасыщения рынка проводного Интернета и платного ТВ в крупных городах, — согласилась пресс-секретарь «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Анна Айбашева. — Поэтому нет ничего удивительного в том, что рост этого сегмента в значительной степени обеспечивается переключениями от одного оператора к другому. Несмотря на этот тренд, потенциал крупных городов еще не исчерпан».
Насыщение рынка ШПД признает и «ЭР-Телеком Холдинг». «Если до 2013 года вся конкуренция была на рынке ШПД, то с начала года драйвером развития отрасли вновь становится ТВ. Цифровое ТВ приходит в массы, HD-контента и HD-каналов становится все больше. Побеждать в будущем будет именно тот, у кого будет лучший контент», — уверена представитель компании Мария Трушникова.
Представители всех операторов (включая «Ростелеком») также заявили о том, что компании продолжают развивать и улучшать качество предоставляемых услуг ШПД и цифрового ТВ.
Проблему падения рынка ШПД, по мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, нужно решать на государственном уровне. «Нашим властям необходимо принять новые, современные стандарты строительства, в которые помимо обязательных коммуникаций, радиоточки и ТВ-антенны была бы прописана возможность доступа к Интернету. Подобные правила в свое время были приняты в Японии, Австралии, Великобритании, Нидерландах и еще ряде стран. Свободный доступ к Сети они заложили в стратегиях цифрового развития своих стран», — пояснил г-н Казарян.
В России, по его словам, подобные разговоры велись еще полтора-два года назад, но дальше разговоров дело пока не зашло. «Больше половины пользователей Интернета, живущих в малых городах и селах, сегодня выходят в онлайн посредством мобильной связи. Понятно, что и у мобильного Интернета пока тоже есть свои проблемы, например с распространением 4G. Но если в течение следующего года никто не станет серьезно заниматься проблемой ШПД, то на этом рынке можно будет ставить крест. Его подомнет под себя мобильный сегмент», — уверен главный аналитик РАЭК.
По подсчетам TelecomDaily, итоговый рост количества ШПД-подключений до конца этого года составит 10—11% против 13% в 2012 году и почти 20% в 2011 году. Всего по итогам третьего квартала в России насчитывалось 26,3 млн абонентов ШПД.
Изменение кол-ва абонентов у ТОП-5 операторов широкополосного доступа
№ |
Название компании |
По итогам 2 квартала 2013 года |
По итогам 3 квартала 2013 года |
Изменение |
1 |
“Ростелеком” |
8930000 |
9069000 |
1,50% |
2 |
“Эр-Телеком” |
2561000 |
2633000 |
2,80% |
3 |
“МТС” |
2310000 |
2335000 |
1,00% |
4 |
Вымпелком |
2349000 |
2301000 |
-2,00% |
5 |
“ТТК” |
1160000 |
1300000 |
12,00% |
Евгений Красников
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus