Телеком-рынок готов к итальянской забастовке
Несмотря на отмену парламентом одиозных законов о лицензировании провайдеров, блокировке сайтов без решения суда, продажи SIM-карт по паспортам и других не менее спорных новаций, угроза «нагибания» телеком-рынка окончательно не устранена. Дело даже не в том, что протестующие цепко держатся за свои требования и не собираются расходится с улиц. Идея «поставить на счетчик» отрасль телекоммуникаций будоражит власти и отдельных игроков рынка уже не первый год. А революция – неплохая ширма для очередной попытки сделать это «под шумок».
Нельзя исключать, что почувствовав во время переговоров слабость оппозиции, власть снова попытается взять в ежовые рукавицы не только социальную сферу, но и телеком-бизнес. В таких условиях наверняка найдутся законотворцы, которые попытаются под новым «соусом» протолкнуть через парламент отдельные драконовские нормы для телеком-отрасли, отмененные 28 января. И уже не секрет, что Нацкомиссия регулирования связи и информатизации с завидным энтузиазмом возьмется за воплощение их в жизнь.
Напомним, что буквально через несколько дней после принятия «законов о диктатуре», НКРСИ готовилась рассмотреть вопросы по их реализации. В связи с этим Интернет ассоциация Украины обратилась к регулятору с просьбой «сбавить обороты в реализации разрушительных для отрасли законов от 16 января». «В то время, как в стране появилась надежда на компромисс в этом вопросе, срочное вынесение на рассмотрение НКРСИ положений о введении ограничений в интернете, которые готовились без привлечения представителей рынка и институтов гражданского общества, приводит лишь к эскалации напряжения и уничтожает доверие между субъектами в сфере телекоммуникаций и регулятором», — подчеркивала Интернет ассоциация.
Впрочем, поспешность НКРСИ вполне объяснима ― одиозные законы радикально расширяли полномочия регулятора:
1) НКРСИ должна была разработать новые требования к договору о предоставлении телеком-услуг, согласно которому мобильные операторы фактически были бы обязаны продавать SIM-карты по паспортам.
При этом замглавы НКРСИ Игорь Сиротенко выступил с поддержкой такой законодательной инициативы, отметив, что «касательно ситуации на рынке — никаких проблем это не вызовет, рынок в Украине насыщенный», что, мягко говоря, не совпадает с мнением мобильных операторов по этому вопросу.
2) НКРСИ должна была начать выдавать лицензии на деятельность интернет-провайдеров, причем стоимость лицензии устанавливалась бы регулятором. И хотя Петр Яцук, председатель НКРСИ заявил, что плата за получение лицензии будет минимальной (сегодня минимальная стоимость составляет 170 грн.), фактически порог вхождения на рынок интернет-услуг начинался бы с десятков тысяч долларов. Об этом говорит следующий пункт.
3) Согласно закону о телекоммуникациях, одним из условий получения лицензии, является выполнение ч.4 ст. 39 данного закона ― покупка и установка за свой счет оборудования, необходимого для проведения уполномоченными правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий. Стоимость такого оборудования составляет от десятков тысяч до миллионов долларов. В полномочиях НКРСИ находится контроль выполнения данного лицензионного условия.
4) Но наиболее мощные «инквизиторские» полномочия НКРСИ получила бы в сфере установления цензуры в интернете. Регулятора фактически наделили полномочиями судьи, при этом освободив от таких формальностей, как прохождение Высшей квалификационной комиссии судей Украины, голосования парламента и утверждения Президентом и тому подобной «бюрократии».
В частности, НКРСИ получила полномочия принимать решения по блокировке сайтов. Так существующий проект постановления Кабинета Министров, который описывает процедуру блокировки сайтов и роль в этом процессе НКРСИ, говорит следующее: «определять состав экспертной группы для оценки необходимости блокирования интернет-ресурсов, будут СБУ, МВД, Госфинмониторинг, и по желанию НКЦБФ. После определения экспертов госорганы должны проинформировать НКРСИ в течение двух дней. После получения выводов эксперта НКРСИ в течение 7 дней принимает решение о блокировании интернет-ресурса».
Однако, если представить самый мрачный сценарий, при котором пусть даже некоторые из перечисленных законодательных нововведений будут приняты повторно, есть надежда, что они не будут выполняться в полной мере. Участники телеком-рынка уже накопили немалый опыт работы в режиме итальяской забастовки в отношении некоторых нелепых законодательных норм.
Например, из-за дискриминационной политики Нацбанка, Украина сейчас находится на уровне африканской республики Уганды по развитию мобильных платежей. Это не помешало «Киевстару» реализовать мудрёную схему, по которой можно легально запустить сервис мобильных платежей, обойдя всевозможные «счетчики» госфинрегулятора.
Потихоньку саботируется еще один региональный регуляторный идиотизм — попытка переложить на плечи провайдеров ремонт подъездов в домах. В ответ на беспрецедентное решение мэра Харькова, местные провайдеры прибеают к всевозможным формам тихого саботажа сомнительного решения Кернеса и пытаются законными способами его отменить.
Классический пример саботажа со стороны игроков рынка – база IMEI, успевшая стать притчей во языцех. Уж сколько лет прошло с того момента, как серые телефоны должны были отключиться во всех сетях, но операторы до сих пор находят способы не исполнять де-факто невыгодную им законодательную норму.
Операторам удалось худо-бедно приспособиться даже к такому серьезному препятствию для бизнеса, как отсутствие связи третьего поколения. Напомним, Украина – единственная европейская страна, где не существует национальной сети 3G. Тем не менее, мобильные операторы научились выжимать максимум из морально устаревших еще лет 10 назад 2G сетей. При этом они не перестают рапортовать о впечатляющих темпах роста интернет-трафика.
Сегодня в законодательном поле статус-кво восстановился, однако игрокам телеком отрасли расслабляться не приходится. На сегодняшнем заседании НКРСИ поддержала два законопроекта нардепа от Партии регионов Дмитрия Шпенова о создании Фонда общедоступных телекоммуникационных услуг. Давно лоббируемый регулятором масштабный «счетчик» для всей отрасли имеет высокие шансы попасть на регистрацию в парламент. По оценкам Петра Яцука, председателя НКРСИ, ежегодно Фонд будет аккумулировать более 1 млрд. грн. за счет нового налога на прибыль операторов и провайдеров в размере 3,5%.
Можно ожидать, что революция послужит игрокам телеком-рынка хорошим стимулом для выдумывания новых схем противостояния «покращенням» нацрегулятора.
Всеволод Некрасов
«proIT»
Источник: журнал MEDIASAT : цифровое ТВ, радиовещание и телекоммуникации
blog comments powered by Disqus