Украинский интернет: крупные провайдеры начали наступление на малых
В Украине развелось много разнообразных провайдеров интернет-доступа.
Это большие компании - "Укртелеком", "Киевстар", "Воля", тысячи мелких частных предпринимателей и нелегальные сети, которых еще больше.
Само собой разумеется, они начали наступать друг другу на пятки.
Крупные операторы интернета осознали, что они никогда не вырастут в доходах, пока на рынке есть огромное количество конкурентов - как легальных, так и серых.
Они решили действовать.
Для начала они пожаловались отраслевому регулятору - Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации. Глава ведомства Александр Животовский в среду собрал представителей более или менее крупных интернет-провайдеров и спросил у них, каких действий они от него ожидают.
Экономика без правил
Регулятор не просто собрал ключевых игроков, но и постарался подготовиться к беседе. Его экономический департамент "поиграл цифрами". Он сравнил данные об украинском рынке интернет-доступа международной консалтинговой компании iKS Consulting (главный офис в Москве) и отечественного Госстата.
Выяснилось, что украинские статисты насчитали в Украине в два раза меньше абонентов интернета. По данным iKS, в 2014 году в стране обслуживалось 7,62 млн абонентов, а Госстат дал цифру 3,95 млн.
Данные о доходах отрасли за 2014 год из этих двух источников тоже отличаются: Госстат - 4,5 млрд грн, iKS - 5,9 млрд грн.
В редакции более или менее серьезного делового издания на редколлегии за такое сравнение несравнимого журналисту был бы сделан выговор. Статистика Госстата всегда заметно отличается от рыночных исследований из-за применения абсолютно разных методик подсчета. Часто данные Госстата неверны.
Тем не менее, они позволили регулятору сделать вывод, что большая часть небольших операторов работает вне правового поля. Ведь их не учел Госстат.
Более того, экономический департамент комиссии буквально на пальцах доказал, что небольшие игроки - 30-40% участников рынка - еще и демпингуют, то есть оказывают услуги ниже их себестоимости.
Для этого он высчитал средний тариф на интернет у первой десятки провайдеров, которые, по данным iKS, занимают 57,3% рынка. Получилось 80-100 грн в месяц.
Затем НКРСИ, использовав данные iKS об общем доходе отрасли и общем количестве абонентов, высчитала средний чек по всему рынку. Он оказался значительно ниже, чем у лидеров, - 64,7 грн в месяц. Своих данных о рынке у регулятора нет, поэтому приходится использовать только оценочные.
Присутствующие на встрече с регулятором представители небольших провайдеров сразу подметили, что расчеты НКРСИ некорректны. По их словам, средний тариф на интернет считался по данным за 2014 год, а средний чек у крупных игроков - уже по тарифам 2015 года, которые они подняли весной.
Крупные операторы поддерживают выводы регулятора. "Если речь идет о выводе, что более 30% провайдеров демпингуют на рынке, то мы с этим полностью согласны", - ответил на запрос ЭП президент "Воли" Сергей Бойко. Он напомнил, что демпинг незаконен и наказуем.
Почему интернет тормозит
Более того, экономический департамент НКРСИ постарался доказать, что украинские интернет-провайдеры не гарантируют абонентам ту скорость доступа, которую рекламируют, и вследствие предоставляют некачественные услуги.
Он посчитал, что если за оптовый канал доступа к глобальной интернет-сети со скоростью передачи данных на уровне 100 Мбит/сек провайдеры платят 1200-2400 грн в месяц, то не могут гарантировать такую же скорость розничным абонентам, которые платят в сотни раз меньше.
Департамент сделал вывод, что провайдеры экономят на реальной скорости доступа, распродавая абонентам один и тот же канал. Животовский тоже присоединился: мол, купил интернет-доступ с гарантированной скоростью 70-100 Мбит/сек, а фактически получает 20-30 Мбит/сек.
Он поинтересовался у операторов, какой коэффициент оптово-розничного трафика они используют при построении сетей. Иным словами, какой ширины нужно купить каналы, чтобы гарантировать абонентам 100 Мбит/сек.
Представители небольших провайдеров ответили, что делить объем оптового трафика на количество розничных клиентов будет некорректно, поскольку все абоненты скачивают разное количество данных в разное время.
Провайдеры, мол, лишь следят, чтобы в часы пик каналы не загружались более чем на 80%. Если такое происходит, то пора докупать оптовые интернет-каналы.
"Среднесуточная скорость доступа, востребованная абонентами, обычно в разы ниже максимально возможной, предлагаемой в тарифом плане. Кроме того, большая часть трафика, до 80%, не выходит из украинского сегмента сети", - добавляют в пресс-службе "Укртелекома". А украинских каналов связи предостаточно, и они дешевые.
Алло! Милиция?
Представив доклад, глава НКРСИ поинтересовался, хотят ли присутствующие решать эти проблемы. "Предложение превышает спрос. Учебник по экономике сказал бы, что нужно регулировать барьеры входа на рынок", - сказал он.
По словам чиновника, в Украине только зарегистрированных уже около 6 500 операторов связи. В реестр записываются даже заводы и аэропорты. Они не развивают услуги связи, но все равно оказывают их на низком уровне для своих сотрудников. Это, мол, могли бы делать коммерческие операторы.
Директор по регуляторно-правовому обеспечению "Киевстара" Андрей Осадчук сразу отреагировал на призыв регулятора. По его словам, нужно переходить к конкретным действиям по борьбе с "серым" рынком интернета. "Даже в Киеве царит полный хаос!" - подчеркнул он.
Фото unian.net |
Под конкретными действиям Осадчук подразумевает проведение НКРСИ совместных рейдов с сотрудниками правоохранительных органов и налоговиками с целью устранения "серых" сетей, который портят им бизнес, а абонентам дают некачественные услуги. В этой идее его поддержал Бойко.
"Если нарушение закона повторяется - исключать такую компанию из реестра провайдеров, а если субъект продолжает предоставлять услуги без регистрации в реестре - обращаться в правоохранительные органы с заявлением об уголовной ответственности должностных лиц такого субъекта", - подчеркнул он.
Однако отвечающий за проверки департамент НКРСИ тут же возразил. Мол, нет согласованной инструкции - никаких совместных рейдов делать не получится. "Нам нужна бумага, но ее заюстировать не дают", - загадочно сказал представитель инспекционного департамента регулятора.
Кроме того, проверки сейчас запрещены Кабмином. Соучредитель киевского провайдера "Триолан" Вадим Сидоренко отметил, что проверки бессмысленны. "Обычно услуги "серого" интернета оказывают ЧП, которые не внесены в реестр провайдеров НКРСИ. Налоги ведь они платят все равно", - подчеркнул он.
По его словам, после прохождения проверки такой игрок просто запишется в реестр НКРСИ (лицензию на интернет в Украине получать не надо) и продолжит деятельность. Тогда станет не 6,5 тыс провайдеров услуг, а, например, 10 тыс.
АМКУ в помощь
Впрочем, крупных провайдеров эти факты не заставляют опустить руки. В борьбе против демпинга они отправились даже в Антимонопольный комитет.
Группа операторов, в числе которых "Воля", "Датагруп", "Триолан", НПО "Информационные технологии" обратилась в это ведомство с письмом, где указала на провайдеров Киева, которые, по их мнению, демпингуют. Это sunline.net.ua, domonet.ua, cnm.net.ua.
Крупные игроки указывают, что, по данным их экспертов по маркетингу, доступ к международному сегменту интернета не должен стоить менее 80 грн в мес. Тем временем у Sunline 60 Мбит/сек стоит 60 грн/мес, а Domonet за 95 грн предлагает 100 Мбит/сек и доступ к 120 ТВ-каналам.
Как рассказали ЭП участники рынка, это не первое письмо с жалобой на демпинг мелких сетей. Бороться с демпингом можно и административными, и сервисно-экономическими методами, полагает руководитель проектов "ИМК", председатель правления Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко.
Сам он поддерживает второй вариант. "Можно, например, обязать операторов информировать абонентов о том, что заявленная скорость не гарантирована. То есть если человек хочет получить 100 Мбит/с за 70 грн, оператор должен предупредить его, что это будет не 100 Мбит/с", - предлагает он.
В таком случае абоненты сами "отрегулируют" рынок, выбрав наиболее подходящих провайдеров.
Федиенко считает, что ни один крупный оператор по уровню сервиса не может конкурировать с мелкими и средними, которые "трясутся" над каждым абонентом. Для крупного оператора отток несколько сотен человек не так ощутим. "Кажется, они решили применить административные методы", - предполагает он.
Источник: internet.ua |
Тарифы Domonet и Sunline
Удар по качеству
Представители НКРСИ озвучили свой возможный механизм борьбы с провайдерами, которые могут предоставлять некачественные услуги, - через непосредственную проверку качества работы сетей доступа.
Такой показатель не измерялся, хотя операторам мобильной и фиксированной связи нужно было определять качество с помощью независимых тестов.
В конце 2014 года НКРСИ утвердила список показателей качества интернет-доступа, которые провайдеры должны были начать измерять в 2015 году, а с 2016 года - обнародовать. Было утверждено восемь таких критериев. Половина из них - нормативы работы непосредственно команды интернет-провайдера.
Например, специалисты компании должны за сутки устранять неисправности сети, а количество обратившихся абонентов касательно неправильно оформленных счетов либо технических или организационных аспектов обслуживания не должно превышать 1% по каждой из этих категорий.
Вторая половина - это параметры работы сети, которые должна замерить независимая специализированная лаборатория.
Нормативы сейчас таковы: скорость передачи данных не должна быть меньше 54 Кбит/сек, а регистрация в сети должна проходить за не более чем 30 сек в 90% случаев. В доступе к сети при входе может быть отказано только в 10% случаев.
Оплата измерений этих параметров ложится на плечи операторов. Одно из сообществ провайдеров опубликовало предложение по измерению подконтрольного НКРСИ госпредприятия "Укрчастотнадзор". Одноразовое измерение, которое проводится раз в год, будет стоить более 4 тыс грн.
На встрече с провайдерами в среду член НКРСИ Владимир Гресько сказал, что в 2015 году отчеты получены пока только от 40% участников рынка. Остальные не сильно торопятся. Или, как выяснила ЭП, просто не знают об этой норме.
Если в начале 2016 года часть мелких провайдеров не будет публиковать измерения качества, то регулятор получит повод провести проверку.
Однако даже крупные провайдеры, которые не прочь избавиться от мелких назойливых конкурентов, скептически смотрят на эту идею НКРСИ.
"Нерыночный контроль качества услуги - шаг в прошлое, усиливающий административное давление на индустрию и создающий предпосылки для коррупции. Клиент всегда может выбрать из нескольких операторов того, чье качество его удовлетворяет", - сообщили ЭП в пресс-службе "Укртелекома".
Впрочем, для НКРСИ контроль качества интернета - это дополнительный источник дохода. И вряд ли она эту затею упустит.
Виктория Власенко, Стас Юрасов
Источник: www.epravda.com.ua
blog comments powered by Disqus