Укртелеком придумал, как развиваться без мобильной связи
Телекоммуникационный актив самого богатого украинского предпринимателя заслуживает внимания по нескольким причинам.
Предприятие остается крупнейшим телефонным оператором (6,5 млн) и интернет-провайдером (1,6 млн). Но устаревшая медная инфраструктура не позволяет извлечь всю выгоду от своего лидирующего положения. При этом компания во второй раз готовится избавиться от своего мобильного актива.
Недавно Антимонопольный комитет объявил, что изучает последствия от возможного объединения МТС Украина (теперь – Vodafone Украина, а ранее – Украинская Мобильная Связь, контрольный пакет которой в 2003 году Укртелеком продал российской МТС) с ТриМоб – мобильной «дочкой» Укртелекома.
Директор Укртелекома Юрий Курмаз рассказал НВ о том, чего ждать пользователям и участникам рынка от возглавляемого им предприятия в ближайшие несколько лет.
- Чем Укртелеком будет являться через 3-5 лет?
- Через несколько лет и в долгосрочной перспективе мы нацеливаемся на роль лидирующего телекоммуникационного оператора на рынке информационно-телекоммуникационных услуг. Укртелеком уже сейчас расширяет и будет расширять в дальнейшем перечень услуг. Для того, чтобы это обеспечить, необходима трансформация бизнеса компании в целом: ее корпоративной культуры, организационной структуры, бизнес-процессов и, конечно же – технической инфраструктуры.
- О каких именно новых услугах идет речь?
- Помимо традиционной стационарной голосовой телефонии мы предоставляем услугу широкополосного доступа к интернет (ШПД). На этой основе наши потребители сейчас имеют возможность пользоваться услугой интерактивного телевидения.
Практически все каналы, которые мы на сегодняшний день транслируем для нашего конечного потребителя - в высочайшем цифровом качестве (Full HD). Мы также начали предоставлять бизнес-сегменту услуги облачных решений. Например: облачная АТС, когда нашему корпоративному клиенту не нужно покупать станционное оборудование для установки в офисе, чтобы обеспечить предприятие телефонной связью.
Мы также расширяем спектр услуг в наших дата-центрах, т.е. предоставляем инфраструктурный сервис для наших корпоративных клиентов.
- Как Укртелеком модернизирует свою медную сеть?
Заменяем на оптику, устанавливаем станционное оборудование совершенного нового технологического уровня. Оно обеспечит передачу больших объемов информации в совершенно другом качестве.
Это большие объемы капитальных инвестиций. Для того, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами эту технологическую модернизацию, мы заключили на достаточно хороших условиях кредитное соглашение с банком развития Китая. Мы выбрали стратегического партнера, который будет осуществлять технологическую модернизацию нашего оборудования - это компания Huawei.
- То есть кредит китайская сторона предоставила при условии, что он пойдет на покупку китайского оборудования?
- Да. Мы проводили тендер. Нам поставщик предложил финансирование. Мы сочли это приемлемым.
- За какое время Вы намерены провести модернизацию?
- Мы приступили к кардинальной технологической модернизации технической инфраструктуры Укртелекома в этом году. Первые результаты ощутим уже в конце текущего года. Программа рассчитана на трехлетний период. За этот срок мы модернизируем сеть доступа в большей части городов и населенных пунктов.
По итогам 2016 года около 300 тыс. наших абонентов смогут воспользоваться преимуществами новой инфраструктуры Укртелекома и, как следствие – новыми или уже существующими услугами в абсолютно ином, высоком качестве. Через три года 1,7 млн абонентов из 6,5 млн мы переведем на новую сеть доступа.
- Сколько городов и сел Укртелеком уже подключил к интернету?
За 2014-2015 года мы обеспечили доступом к интернету около 750 новых населенных пунктов. Только за прошлый год 207 населенных пунктов мы подключили к широкополосному доступу . Всего же покрытие ШПД от Укртелекома охватывает более 1900 населенных пунктов страны.
- Сколько это из общего числа?
- Текущая административная структура Украины – это более 400 городов и районных центров, свыше 800 поселков городского типа. Все остальное – небольшие населенные пункты, села и поселки. На сегодня по широте покрытия Укртелеком является лидирующим оператором.
В течение трех лет до 1000 сел получат доступ к высокоскоростному интернету уже на основе модернизированной инфраструктуры.
В процессе модернизации мы установим около 4 тыс. новых активных распределительных шкафов в городах и свыше 2,5 тыс. – в селах. Так мы приблизим оптическую линию к абоненту. А там, где мы сохраним медные линии на участке от шкафа к пользователю - мы от длинных медных линий перейдем к коротким. Это повысит скорость и надежность услуги.
- Какие новые возможности это откроет для пользователей?
- Прежде всего – это существенное улучшение качества, в том числе и скорости ШПД. На этой основе мы сможем разнообразить услугу интерактивного ТВ. Сейчас, например, у нас есть акционное предложение для клиентов, которые хотят попробовать наше интерактивное телевидение. Они берут приставку и в течение двух недель тестируют этот продукт, чтобы удостовериться в качестве картинки, сигнала. С новым качеством ШПД мы сможем сегментировать услугу интерактивного ТВ, предложить многоэкранность (multiscreen).
Если сравнивать с зарубежными операторами, то в качестве примера можно взять British Telecom. Они предоставляют своим абонентам как стандартное интерактивное телевидение (IРТV), так и премиальное. Какой-то категории своих пользователей они предлагают за дополнительную премиальную плату, например, футбольные трансляции в Full HD еврокубковых матчей либо британской лиги.
- А что кроме футбола по ТВ сможет предложить Укртелеком?
- Обычную телефонию, но уже с использованием IP-технологии. Кроме передачи голоса можно будет включать дополнительные услуги, мессенджеры, различные приложения. Например, с помощью SIP-приложения вы сможете «привязать» свой стационарный номер к смартфону. И где бы вы не находились, сможете и получать, и осуществлять вызовы с использованием префикса фиксированного телефона, с городского номера.
Для корпоративного сегмента – это облачные решения. Для одних предприятий нужно Microsoft Offiсе у себя хранить на серверах. Другим компаниям мы можем предложить облачный Microsoft - они могут взять это у нас.
- Как проходит процесс передачи государству телефонной сети связи спецназначения (ТССН)? Госспецсвязи говорит о не выполнении условий Укртелекомом.
- Я не слышал, чтобы представители Госспецсвязи говорили о невыполнении Укртелекомом обязательств по построению ТССН. На сегодняшний день есть акт выполнения основных технических условий построенной Укртелекомом ТССН, подписанный представителями Госспецсвязи. Он подтверждает, что Укртелеком и его основной собственник выполнили все основные технические требования к телекоммуникационной сети специального назначения, и сеть готова к дальнейшей эксплуатации. Сеть фактически с сентября 2013 года эксплуатируется Госспецсвязью и другими спецпользователями в тестовом режиме.
ТССН - это полноценная сеть. К ней подключаются специальные пользователи через определенный интерфейс, который состоит из программного и аппаратного обеспечения.
Там содержатся и скрытые алгоритмы маршрутизации, и скрытые алгоритмы кодирования. Именно на эти оконечные устройства, которые составляют в целом сеть доступа, и были израсходованы 220 млн грн, выделение которых Верховной Радой из госбюджета вызывает обсуждение в СМИ. Они были выделены Госспецсвязи в соответствии с законом о госбюджете Украины. Госспецсвязи заказала работу по созданию этой сети доступа государственному предприятию - Украинским специальным системам - и они построили эту сеть доступа. Укртелеком не имеет к ней никакого отношения.
- Так когда же произойдет передача?
- Трудно сказать. Мне кажется, в этом вопросе есть стандартная чрезмерная бюрократизация процесса оформления документов по приему-передаче. Мы же должны выполнить все приватизационные обязательства в мае текущего года.
- У двух крупнейших телефонных компаний - Укртелеком и Vega – один и тот же собственник, СКМ Рината Ахметова. Объединяться будете?
- Нет такой цели. В среднесрочной перспективе в нашей стратегии, которая утверждена наблюдательным советом Укртелекома, собранием акционеров, такой задачи пока нет. Но если она появится, то после того, как мы модернизируем бизнес Укртелекома, она будет решена гораздо эффективнее, нежели это осуществлять сегодня.
- Когда то у Укртелекома было свыше 10 млн телефонных пользователей, сейчас – более 6 млн. Сколько у вас будет таких абонентов через несколько ближайших лет? Когда и как Укртелеком остановит отток?
- Мы сейчас прилагаем усилия, и коммерческие, и маркетинговые, чтобы стабилизировать этот отток. Для этого мы повышаем качество и расширяем перечень услуг.
Одним из инструментов, который бы позволил нам более гибко себя вести с голосовой фиксированной связью, могло бы стать устранение госрегулирования в этом сегменте телекомуслуг. Сравните: 60 млн пользователей услуг мобильной голосовой связи против 7 млн пользователей фиксированной телефонной связи - разрыв колоссальный. Это 11% в абонентской базе, а в доходах - и того меньше. Но почему-то сегмент фиксированной голосовой связи до сих пор регулируется государством. Это один из факторов, который лишает нас гибкого подхода и к ценообразованию, и к зарабатыванию средств для того, чтобы реинвестировать в развитие инфраструктуры.
- Укртелеком готовится в очередной раз – после продажи контрольного пакета в УМС российской МТС – избавиться от своего мобильного актива. Антимонопольный комитет объявил, что изучает последствия для рынка из-за возможного объединения ТриМоб и МТС Украина. Когда это произойдет?
- Мы рассматриваем различные варианты дальнейшей судьбы ТриМоба.
- Но тот вариант, который описывается в прессе, Вы пока не можете ни подтвердить, ни опровергнуть?
- Мы его не исключаем, но на сегодня ни подтвердить, ни опровергнуть я эту информацию не могу.
Мыкола Олиярнык, Андрей Юхименко
Источник: biz.nv.ua
blog comments powered by Disqus