Голосование




влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:



В Украине в 2018 году существенно подорожает интернет

21 января 2018

В конце 2017-го и начале 2018-го интернет-провайдеры стали сообщать абонентам о повышении своих тарифов. Какие факторы подстегнули рост цен? Насколько увеличатся «чеки» абонентов в 2018 году? Почему Украина продолжает удерживать пальму первенства по самым низким средним тарифам за доступ в сеть? Эти и другие вопросы Mind задал игрокам рынка и экспертам.

Что имеем? Украина несколько лет подряд лидирует в мировых рейтингах самого дешевого фиксированного ШПД (широкополосного доступа к проводному интернету). По данным одного из последних исследований доступности цен за интернет, в 2017 году наша страна заняла второе место по этому показателю в мире со средней стоимостью услуг $5,52 в месяц. В соседних странах показатели значительно выше: в Беларуси – $12,77, Польше – $19,03, Словакии – $22,01, Венгрии – $24,54, Румынии – $13,55, Молдове – $10,8, России – $9,82. Самый дорогой в мире доступ – в Буркина-Фасо ($961,22 в месяц).

Сколько украинцы в среднем платили за интернет в 2017 году? Тарифы колебались от 30 грн до 350 грн в месяц. «А среднерыночный ARPU (доход с одного абонента) на массовом рынке по итогам третьего квартала 2017 года – от 75 до 80 грн», – рассказывает директор по корпоративным коммуникациям «Укртелекома» Михаил Шуранов. Эти данные Mind подтвердили в «Киевстар», Vega и «Паутина.NET».

Но среднерыночные показатели – это «температура по больнице». «В 2017-м ARPU на рынке разнился от компании к компании очень сильно», – отметил  директор «Паутина.NET» Александр Арутюнян, сообщив, что в их компании средний чек гораздо выше. По итогам года, ARPU в ГК «Триолан» достиг почти 150 грн, во «Фрегате» – 100 грн. В третьем квартале минувшего года средний чек абонентов услуги «Домашний Интернет» от «Киевстар» составил 69 грн, в «Укртелекоме» – 77 грн.  Другие опрошенные игроки рынка не раскрыли показатели своих компаний.

Почему так сложилось? Спикеры выделили немалый список взаимосвязанных факторов, сдерживающих тарифы.

Огромная конкуренция. «По разным подсчетам, в Украине работает около 4500 провайдеров. Это приводит к очень высокой концентрации предложений. Например, для крупных городов 5-7 провайдеров в одном многоэтажном доме – норма. Такая конкуренция порождает демпинговые предложения, особенно со стороны «серых» операторов», – отмечает Михаил Шуранов.

Схожее мнение – у главы правления Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Александра Федиенко: «В Украине слишком большое количество операторов для сжатого рынка. Вот и демпингуют».

Отсутствие заградительных барьеров для входа на рынок. По словам гендиректора группы компаний «Триолан» Вадима Сидоренко, высокая конкуренция стала возможна благодаря достаточно лояльному регулированию. «Нет порога на вход в бизнес и контроля над деятельностью. Макро-операторы растут как грибы», – подчеркивает Федиенко.

«Тень» сокращает расходы. Часть участников рынка не обременяют себя затратами на легализацию. «На рынке немало локальных «теневых» компаний, которые нигде не зарегистрированы. Многие их них предоставляют услуги низкого качества и конкурируют только за счет низкой стоимости», – полагает и.о. руководителя направления FTTB «Киевстар» Николай Бумажный.

По словам гендиректора Vega Мурата Чинара, у этих тысяч провайдеров низкая цена стала основным аргументом для ведения конкурентной борьбы. «Учитывая, что многие из них не имеют стратегических планов долгосрочного развития, а часть вообще не платит налогов, не соответствует техническим стандартам, они могут позволить себе демпинговать. А белые игроки вынуждены подстраиваться под сложившиеся цены на рынке, т.к. не могут позволить себе массового оттока абонентов в пользу демпингующих конкурентов», – подчеркивает Мурат Чинар.

«Многие не заключают договоры сервитутана потребление электричества, лицензионные соглашения с телеканалами на ретрансляцию их контента у себя в сети. Мелкий бизнес не выходит из тени, где он может прожить достаточно долго. Ведь можно работать на дорогом, умном оборудовании, а можно построить сеть и на дешевых коммутаторах с домашним компьютером, обслуживая 1000 абонентов», – поясняет Александр Арутюнян.

Уникальное стратегическое планирование, не учитывающее грядущие затраты. «Некомпетентность топов и маркетологов у ряда участников рынка приводит к тому, что в некоторых крупных компаниях персонал вешает «лапшу на уши» своим акционерам, а в мелких – менеджментом занимаются бывшие монтажники или никто», – полагает Арутюнян. «Особенности украинского бизнеса – полное отсутствие правил ценообразования и тотальный демпинг, который многим заменил маркетинг», – иронизирует телеком-эксперт Александр Глущенко.

По его мнению, провайдеры, которые активно демпингуют, морально находятся  в периоде расцвета рынка телекоммуникаций (в 2008-2013 годах), когда «доллар был по 8», конкуренция, проникновение – минимальными, а потребительский спрос и платежеспособность – максимальными. «Многие просто не учитывают капитальные затраты, амортизацию оборудования, стоимость денег и упущенные выгоды», – полагает Глущенко. 

Равнение на покупательскую способность. «Украина значительно пострадала экономически в течение последних 10 лет, потеряв в ВВП и человеческом ресурсе. За это время национальная валюта упала более чем в 5 раз. Эти факторы привели к ощутимому снижению покупательной способности населения. Вследствие чего сейчас товары и услуги массового потребления содержат в себе меньшую маржинальность, чем в более благополучных странах», – отмечает Мурат Чинар.  По его словам, в Украине низкие не только тарифы на телеком-услуги, а и на многие другие товары и услуги, произведенные в нашей стране и для местного рынка. Это подтверждает индекс Биг Мака (неофициальный способ определения паритета покупательной способности. – Mind), по которому Украина находится на последнем месте из 45 стран.

Подспорье от более маржинальных направлений. Удерживать низкий уровень тарифов некоторым компаниям позволяет перераспределение доходов, получаемых из смежных ниш. «Фиксированный ШПД – один из видов бизнеса для многих участников рынка. А некоторые заходят в частный сектор с PON (Passive optical network, пассивная оптическая сеть. – Mind), где нет конкуренции, а потом активно выжигают рынок в многоэтажной застройке в конкурентных войнах», – отмечает телеком-эксперт Александр Глущенко.

По  мнению Арутюняна, все вышеописанные факторы приводят к тому, что старый крупный зарубежный телеком-бизнес хочет уйти из Украины, а новый – опасается заходить.

Почему провайдеры намерены поднять тарифы в 2018 году? «В 2017-м большинство провайдеров фиксированного интернета пересмотрели свои тарифы в сторону увеличения, и этот процесс продолжается», – считает Николай Бумажный.  Помимо базовых «стимулов» для большинства украинских компаний (девальвации гривны, роста стоимости энергоносителей, коммунальные услуг, аренды, увеличения налоговой нагрузки и т.п.) цены на телеком-рынке зависят и от специфических факторов.

Расходы на приобретение и ремонт оборудования. «Рост тарифов подстегивает наличие импорта в структуре расходов», – рассказывает сооснователь компании «Фрегат» Сергей Шишкин. «Дорогостоящее оборудование продается только за доллары. Других вариантов просто нет. Стоимость внешних каналов также привязана к валюте», – уточняет Арутюнян. В TЕNЕТ приводят аналогичный аргумент. «Для развития телекоммуникационной сети мы используем профессиональное оборудование, которое в основном производится за рубежом и дорожает пропорционально росту курса валюты», – подчеркнули в пресс-службе компании.

«Сети фиксированного интернета требуют постоянных инвестиций для поддержания качества предоставления услуг, обновления, восстановления инфраструктуры, расширения каналов связи и т.д. Пересмотр тарифов – необходимый шаг для компаний. Но даже более высокая цена заставляет многих игроков рынка ШПД балансировать на грани рентабельности», – отмечает Николай Бумажный.

«В 2018-м амортизация напомнит о себе множеству провайдеров, которые ранее о ней забывали.  В прошлом году многие игроки уже пострадали от отсутствия запасного оборудования и "человекосилы", так как экономили и оптимизировали. А требования к скорости интернета, оперативности ремонта, обслуживания у абонентов растут», – рассказывает Арутюнян.

PR-менеджер «Воли» Инна Калинина полагает, что основным драйвером роста тарифов стали изменение договорных отношений с украинскими медиагруппами, увеличение роста потребления трафика абонентами, необходимость инвестиций в улучшение качества сети и модернизация оборудования.

По словам Мурата Чинара, увеличивает затраты и необходимость восстанавливать телекоммуникационные сети, которые повреждаются вандалами или расхитителями. «К сожалению, за последние два года количество таких инцидентов многократно увеличилось. От них страдают большинство крупных игроков отрасли», – рассказывает гендиректор Vega.

Еще один очень важный фактор – удержание высококвалифицированных сотрудников. «Персонал, которому предлагают нищенскую зарплату, уезжает заграницу или мигрирует в более высокооплачиваемые ниши. Провайдеры вынуждены поднимать зарплаты, чтобы не потерять качественные кадры», – рассказывает Арутюнян.

Насколько сильно подорожают услуги? «В среднем прайс вырастет от 30% до 50% в несколько этапов. 100 мегабит будут стоить от 200 грн. Это та медиана, к которой рынок стремится уже к весне. Премиум-сегмент вырастет до 300 грн», – полагает Арутюнян. Схожий прогноз у Глущенко: «Для Украины естественная цена за ШПД-доступ на скорости до 100 мегабит – 150-200 грн. Тарифы возрастут от 20 до 50 грн за стоимость пакета. При этом будет уменьшение пакетных скоростей. Пресловутые «100 мегабит» как индекс качества в регионах не нужны, естественная потребность там – 30-50 мегабит. Люди научатся покупать меньшую скорость за меньшие деньги, зато оплачивать будут стабильно», – полагает эксперт.

«Мы уже подняли тарифы 1 сентября 2017 года со 120 до 150 грн. Также – на кабельное ТВ 1 января 2018 – с 15 до 50 грн. Таким образом, абоненты, у которых были две услуги, до первого сентября платили 135 грн, а  теперь 200 грн. Поэтому в ближайшем будущем повышать тарифы не планируем», – рассказал Вадим Сидоренко.

Остальные спикеры не рискнули уточнить, насколько именно планируют повышать цены. «Киевстар» анализирует ситуацию, просчитывает разные сценарии, которые позволят нам удерживать высокое качество услуги при доступной цене», – отметил Николай Бумажный. «Мы вынуждены были пересмотреть  тарифы на интернет и изменить их с 2018 года. Такое решение связано с ростом себестоимости услуг, в частности – увеличением стоимости энергоносителей и эксплуатации сети», – рассказывает Шуранов.

«Прогнозируем, что в 2018 году интернет-провайдеры продолжат корректировать свои цены и приводить их к уровню экономически оправданных. Инфляция по итогам 2017 года выросла даже сверх ожиданий, а рост коммунальных услуг и всех продуктов, стоимость которых зависит от курса иностранных валют, не позволят оставаться одной из самых дешевых по стоимости интернет-доступа страной в мире. И одновременно предоставлять тот уровень стабильности и качества, который уже сегодня ожидают потребители», – полагает Мурат Чинар.

«Мы регулярно поднимаем тарифы, так как выбрали путь не снижать качество услуг и обслуживания клиентов. Строим свою сеть на дорогом оборудовании с резервированием всего, что только можно, содержим большой штат персонала, чтобы клиент знал: на нас можно положиться», – подчеркивает Арутюнян.

Почему некоторые провайдеры не поднимут цены? Александр Глущенко выделил три причины. «Фобия потери абонентской базы и мнимого конкурентного преимущества на рынке. Некоторые опасаются, что абоненты будут массово отключаться из-за подорожания на 20-30грн. Но парадокс в том, что новые не подключаются, даже если провайдер предлагает акцию «интернет бесплатно на хх месяцев», – иронизирует эксперт. По его словам, удержать цены смогут и игроки, для которых ШПД – не основной вид бизнеса, а минимизация маржи не критична. Третья причина – выжигание рынка в надежде «убить» конкурентов. «Такая тактика обходится дешевле, чем покупка конкурирующих компаний. Но срабатывает не всегда и не везде», – говорит Глущенко.

Александр Федиенко полагает, что главная причина – страх проиграть: «Некоторые операторы локального уровня, даже пройдя точку маржинальности, боятся потерять то, что имеют. И продолжают закупать дорогое оборудование, вгоняя себя и семьи в кредиты».

Какие «плюшки» провайдеры предлагают абонентам взамен роста цен? «Больше скорости, каналов и сервисов», – говорит Шишкин.  По словам представителя «Домашнего Интернета», оператор и дальше будет продвигать тариф «Киевстар Все вместе», который объединяет в одном пакете услуги мобильной связи, фиксированного интернета и телевидения – со скидкой 50%.

«При повышении тарифа на кабельное ТВ мы добавили несколько платных телеканалов. А для ШПД видимых плюшек крайне мало, так как у нас безлимитный тариф. Поэтому основная наша концентрация – на качестве обслуживания абонентов», – отмечает гендиректор «Триолан».

По словам Мурата Чинара, Vega делает акцент на предоставлении комплексной услуги. «Всем интернет-абонентам даем возможность использования услуги голосовой связи, куда включены большие объемы минут для звонков на фиксированные и мобильные номера. Предлагаем IPTV (технология цифрового телевидения в сетях передачи данных. – Mind). Также развиваем технологию GPON (англ. Gigabit Passive Optical Network, технология пассивных оптических сетей. – Mind), которая позволяет предоставить абонентам скорость до 1 Гбит/с», – говорит гендиректор компании.

«В 2018-м «Укртелеком» продолжит техническую модернизацию инфраструктуры. На новой сети мы предоставляем услуги доступа к интернету по технологии FTTx (англ. fiber to the x – оптическое волокно до точки X. – Mind) на скорости до 1 Гбит/с», – отмечает Шуранов.

В пресс-службе TENET рассказали, что предоставляет 50% скидки для многодетных семей, инвалидов, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, ликвидаторов ЧАЭС и участников боевых действий.

По мнению Глущенко, в дальнейшем выиграют те участники рынка, которые не будут предоставлять «голый» интернет. «Заявка «мы – труба» обречена на провал. Помимо доступа, клиенту необходимы дополнительные сервисы и бандлы, которые позволят получить услугу от понятного поставщика и единый счет», – полагает эксперт. Он перечисляет возможные «плюшки»: телевидение, как собственный продукт, либо бандл с ОТТ-сервисами, доступ к видеотекам VOD,  облачным и локальным (видеокамеры) сервисам. Для периферии – ip-адреса, ускорители интернета, антивирусы.

Александр Федиенко полагает, что до сих пор многие операторы продолжают предлагать единственную «плюшку» – телевидение. «Этой услугой они пробуют датировать и драйвить продажи интернет. Это тупиковый путь. Оператор может начать строить на своей сети игровые, образовательные платформы или сервисы безопасности, полезные городу, селу, домохозяйству. И давать к ним доступ только своим абонентам», – делится идеями глава правления ИнАУ.

Когда остановится рост цен? По мнению Арутюняна, после достижения «порога» $9-12 за интернет и $15-20 – за совместную услугу «Интернет+ТВ». Спикер полагает, что эту планку рынок может пробить в течение двух-трех лет. «Если же роста цен не будет – провайдеров станет гораздо меньше. За последние пару лет очень много компаний были вынуждены уйти с рынка, либо обанкротившись, либо продав свой бизнес крупным игрокам. Если тенденция не изменится – конкуренция серьезно сократится. Оставшиеся на рынке акулы повысят тарифы уже на порядок», – резюмирует Арутюнян.

Евгения Подгайная

Источник: mind.ua

6542

blog comments powered by Disqus

Телекоммуникации


Последние Популярные Коментируют

Темы форума

14 ноября 2024 Intelsat 37e @ 18°W T2-MI
27 октября 2024 Мой новый Channel Master240